В 2020 году петербургская пивоварня «Knightberg Brewery» выпустила необычное sour-пиво, названное «Борщ» — одно из первых суповых gose. Казалось бы, этот креативный подход связывает привычный суп борщ с пивоварением исключительно в шутливом маркетинговом ключе. Однако мои исследования показали, что связь между борщом и алкогольными напитками гораздо глубже и старше, чем кажется на первый взгляд. Более того, изначально слово «борщ» на территории современной Беларуси, Польши, Украины и части России относилось вовсе не к супу, а к слабоалкогольному напитку, напоминающему пиво или квас [5].

Первым удивительным открытием стало то, что знаменитый суп борщ, ставший неотъемлемой частью славянской кухни, первоначально готовился не из свёклы, а из растения борщевик обычный (лат. Heracleum sphondylium, далее по тексту борщевик). Само слово «борщ» обозначало ферментированный напиток из борщевика, что подробно описал и обосновал в своей монографии 1916 года польский ботаник, профессор Ягеллонского университета Юзеф Ростафиньский (Józef Rostafiński, 1850–1928) [5]. Ростафиньский также отметил, что этот напиток из борщевика использовали не только как напиток, но и как основу для супов и похлёбок [5]. В конце XIX века суп из борщевика, также называемый как «борщ» (Borshch), был популярным и распространённым блюдом на Полесье, особенно в Пинском, Слонимском, Волковыском, Пружанском районах и в Новогрудке [11].

Одно из первых свидетельств, подтверждающих алкогольную природу «борща», находится в книге Джона Джерарда (John Gerard, 1545–1612) «The Herball» (1597), где указано, что жители Литвы (далее по тексту под этим понятием подразумевается бо́льшая часть территории современной Республики Беларусь) из листьев и семян борщевика готовили ферментированный напиток, заменявший пиво летом [2][9]. Подобные сведения приводит и Фридрих Самуэль Бёк (Friedrich Samuel Boeck, 1799–1877) в XVIII веке, описывая экономическую историю Восточной Пруссии. Он упоминает напиток литовцев под названием «Bartsch», похожий по вкусу на винный суп, и употреблявшийся летом вместо лёгкого пива [4].

Ферментативные свойства борщевика, растущего близ Гродно, изучал французский медик, ботаник и биолог Жан Эммануэль Жилибер (Joannes Emmanuel Gilibert, 1741–1814). В 1770-х годах, по приглашению Антония Тизенгауза, Жилибер организовал в Гродно врачебную академию и ботанический сад, где проводил исследования местных растений. В 1782 году он записал [1]:
Heracleum Sphondylium встречается довольно часто в сырых лугах близ Гродно и других местах; цветёт в июле, многолетник. Трава и семена пряного вкуса, слегка ароматичны. Настой на винном спирте окрашивается в зелёный цвет; скот его не поедает. Если смешать измельчённую траву с обожжённым сахаром (sacharō caustico) и дать бродить, получается опьяняющий спирт: при малой дозе он вызывает головокружение и тяжкие сны.

Отдельно стоит упомянуть работу немецкого врача и фармаколога, профессора Франкфуртского университета Фридриха Картойзера (Frederick Cartheuser, 1704–1777), который в 1767 году подробно описал медицинское применение напитка [10]:
Для внутреннего употребления чаще всего назначают водный отвар или водно-винный настой. В Украине, Литве и Польше этот отвар пьют очень часто, добавляя хлебопекарные дрожжи, и получают лёгкий лекарственный квас „Barzōch“. Бедняки пьют его вместо пива, веря, что он выводит камни и песок, лечит цингу и снижает лихорадочный жар.

И даже сам Александр Дюма-отец (Alexandre Dumas, père; 1802–1870) — тот самый, кто написал роман «Три мушкетёра» — упоминал о борщевике и литовском алкогольном напитке. В своём «Большом кулинарном словаре», изданном в Париже в 1873 г., Дюма записал [12]:
…это растение обладает и другими свойствами: из него делают разновидность пива, очень крепкого и сильно опьяняющего…литовцы, как говорят, пьют много этого напитка…
Ещё одним ярким свидетельством является указание немецкого медика Каспара Хофманна (Caspar Hofmann, 1572–1648) в работе «De Medicamentis Officinalibus» (1667), что в Литве борщевик использовали как замену хмелю в пивоварении [3]. Подобная информация позже, в 1719 году, появилась и в академическом сборнике «Disputationes Orationes et Programmata», изданном в университете Халле-Виттенберг [8].

Интересно также отметить, что из борщевика добывали «сахар» и перегоняли самогон. Итальянский ботаник, врач и профессор Туринского университета Карло Альони (Carlo Allioni, 1728–1804) в труде «Flora Pedemontana» (1785) писал [7]:
Под корой (борщевика), особенно в черешках и цветоносах, находится мучнистое вещество, содержащее сахар, из которого в Литве готовят пищу и перегоняют крепкий спиртной напиток.
Процесс получения этой «сладкой муки» более подробно описал, один из основателей клинической фармакологии, британский врач и ботаник Уильям Уизеринг (William Withering, 1741–1799) в 1776 году [6]:
Русские очищают корневые черешки, подвешивают их на солнце, затем связывают в пучки и снова подвешивают до пожелтения. После этого их помещают в мешки, и на поверхности образуется мучнистое вещество, похожее на сахар. Его стряхивают и подают гостям как большую редкость. Из него также перегоняют крепкий спиртной напиток.
Таким образом, традиция использования борщевика в пивоварении и приготовлении слабоалкогольных напитков глубоко укоренена в истории и культуре Беларуси и соседних земель. Борщ в первоначальном значении был гораздо ближе к пиву и ферментированным лёгким напиткам, чем к современному свекольному супу. Верю, что мы вновь увидим борщ как традиционный освежающий летний напиток, достойно занявший место рядом с квасом и пивом.
Источники
- Gilibert, Joannes Emmanuel (1741–1814). Flora Lithvanica Inchoata. Вильнюс, 1782.
- Gerard, John (1545–1612). The Herball, or Generall Historie of Plantes. London, 1597.
- Hofmann, Caspar (1572–1648). De Medicamentis Officinalibus. Francofurti ad Moenum, 1667.
- Boeck, Friedrich Samuel (1799–1877). Versuch einer wirtschaftlichen Naturgeschichte von dem Königreich Ost- und Westpreussen. XIX век.
- Rostafiński, Józef Tomasz (1850–1928). O nazwach oraz użytkach ćwikły, buraków i barszczu. Краков, 1916.
- Withering, William (1741–1799). A Botanical Arrangement of All the Vegetables Naturally Growing in Great Britain. Birmingham, 1776.
- Allioni, Carlo (1728–1804). Flora Pedemontana, Т2. Taurini, 1785.
- Franck, Johann Christoph (ред.). Disputationes Orationes et Programmata. Halle, Magdeburg, 1719.
- Dewes, Gerard; Lyte, Henry. A Niéwve Herball, or Historie of Plantes. London, 1578.
- Cartheuser, Fridericus (1704–1777). Fundamenta Materiae Medicae, T2. Francofurti ad Viadrum, 1767.
- Graniszewska, Maja; Wild edible plants of Belarus: From Rostafiński’s questionnaire of 1883 to the present. Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine, 2013.
- Dumas-père, Alexandre (1802–1870). Grand Dictionnaire de Cuisine. Alphonse Lemerre, Éditeur. Paris, 1873.